Управление логистикой склада: система и способы ее оптимизации

Управление складской логистикой состоит из трех составляющих общей складской логистической цепочки. К которым относятся:

  • входящий поток — все процессы, связанные с приемом ТМЦ, их разгрузкой, пересчетом, обработкой входящих документов
  • внутренний поток — движение товаров внутри складского комплекса
  • исходящий поток — упаковка грузов для отпуска со склада, отгрузка в транспортные средства, подготовка сопроводительных документов

Эффективность системы управления складской логистикой оценивают по наличию на складе товара в объеме достаточном для продажи. Запасы должны покрывать спрос. Оценка уровня запасов проводится по каждому наименованию отдельно, а не в целом по всему складскому комплексу.

Управление остатками нужно осуществлять, если логистическая цепочка компании имеет ограничения:

  • объем поставляемой партии
  • сроки обработки и выполнения поставок
  • уровень остатков

Контроль работы процессов выполняется по направлениям:

  • достаточность уровня остатков ТМЦ
  • соблюдение сроков складирования ТМЦ и применения к ним разных способов отгрузки (FIFO, LIFO)
  • соблюдение сроков поставки товаров клиентам
  • поставка грузов на склад в соответствии с утвержденными графиками

Складская логистика и управление складом должны быть организованы таким образом, чтобы эти процессы решали задачи:

  • взаимопонимание и четкая отлаженная работа всех отделов компании между собой
  • наличие оперативного плана действий и плана работы на среднесрочную перспективу
  • стратегическое видение будущего и организация деятельности в соответствии со стратегией компании
  • использование всех имеющихся возможностей по складированию и транспортировке ТМЦ на рынке
  • использование программного обеспечения и создание внутри компании единого информационного поля. Консолидация всей имеющейся информации с целью организации непрерывного процесса обработки грузов и постоянного контроля
  • создание и отражение всех операций с товарами в единой системе учета
  • возможность получения данных о работе каждого отдела складской логистики, управление и оптимизация их работы на основе полученной информации
  • улучшение эффективности работы компании в целом. В анализ берутся конечные показатели, так как на отдельных участках процесса работы складского комплекса могут наблюдаться увеличение расходов. Они никак не сказываются на конечной эффективности работы фирмы.
Основная задача управление складской логистикой — рациональное распределение грузопотоков, их учет и оптимизация.

Организация логистики внутри склада — принципы

Синхронизация каждой операции между собой — неотъемлемое условия эффективно отлаженной работы логистической цепочки. Отсутствие синхронизации или ее неправильное функционирование приведет к заторам. Технологический процесс нарушится.

Поэтому в организации логистической цепочки склада нужно руководствоваться принципами:

  1. Объем площади логоцентра — недостаток пространства для хранения ТМЦ, влечет за собой дополнительные расходы на перемещения грузов при их комплектации. Пустующее пространство — это потеря финансовых ресурсов, так как такие площади нужно обслуживать, а пользы они не приносят. Подбором нужного объема логоцентра занимается логист, который произведет расчет площади и поможет составить схему размещения ТМЦ.
  2. Тип собственности логистического центра — 3 метода организации работы:
  • собственное помещение — метод доступен крупным компаниям, способным сразу вложить большой объем капитала в склад
  • арендованное пространство — применяется как крупными, так и мелкими организациями. Метод не требует больших затрат, но и связан с риском отказа в дальнейшем в продлении договора аренды при его окончании. Арендодатели склонны постоянно повышать арендные ставки, что сказывается на экономической эффективности работы логоцентра
  • аутсорсинговая компания — аутсорсинговые операторы выполняют операции логистической цепи ответственнее, чем собственный персонал компании. Так как от уровня рентабельности склада их клиентов, зависит качество предоставляемых складских услуг. Ответственность лежит на стороннем логоцентре. Выбор аутсорсинговой компании зависит от: уровня консолидации базы данных оператора, скорости обработки заказов и их точности исполнения, опыта работы с ТМЦ, высокого уровня WOM-маркетинга, услуг под ключ (3PL, 4PL). Между компанией и аутсорсинговым оператором заключается договор ответхранения, в котором закрепляется ответственность сторон. Окончание срока годности ТМЦ, их недостача — бремя аутсорсинговой компании. Поэтому передача процессов логоцепочки сторонним компаниям — способ увеличения эффективности ее функционирования.
3. Местоположение логоцентра — существенное условие, влияющее на конечную рентабельность логистической цепи, так как прямо связано с транспортными издержками. Удобное для приема и отгрузки ТМЦ местоположение складского комплекса, ведет к сокращению затрат на транспортировку грузов путем консолидации заказов.


Управление складской логистикой может осуществляться в ручном режиме или с помощью программного обеспечения.

Когда управление осуществляется в ручном режиме, работа строится следующим образом:

  1. Заведующий складским комплексом ставит задачи подчиненным
  2. Сотрудники выполняют поставленные задачи
  3. Оператор отражает в базе данных операции, производимые с грузом
  4. По отчетам в складском комплексе, начальник понимает, были ли выполнены поставленные им задачи и в каком объеме
Такой формат управления сталкивается с рядом проблем:

  • заведующий складом не получает оперативной информации о работе каждого сотрудника
  • персонал выполняет задачи так, как им удобно и выгодно
  • информацией по состоянию складского комплекса (его загруженностью) владеют только кладовщики
  • существует значительный лаг во времени между выполнением операции и занесением данных о ее выполнении в информационную систему
  • информация о допущенных ошибках поступает слишком поздно, когда их уже нельзя исправить
  • качество работы складского комплекса напрямую зависит от мотивации персонала и его опыта работы

Важным преимуществом такой системы управления складской логистикой является относительно небольшая цена организации, осуществления и контроля управления на складе.

Управление складской логистикой с помощью программного обеспечение

Значительно улучшить качество управление, можно с помощью WMS-системы. С помощью WMS ведется контроль за выполнением каждой операции в складском комплексе.

WMS-система — это программа, интегрированная в технологический процесс, с ее помощью осуществляется управление и контроль складских операций. Она позволяет автоматизировать все операции в логистическом центре. С WMS достигается автоматизация складской логистики.
Логика и интерфейс WMS похожи на другие программы. Состоят они из:

  • Интерфейса работы пользователя - функции - просмотр, корректировка и добавление информации в базу данных
  • Самой базы данных - сервер WMS - функция - прием заданий на обработку данных
  • Бизнес-логики - закодированные процессы, на основе которых система совершает обработку данных

Работа склада с такой системой строится следующим образом:

  1. Заведующий складом ставит задачу в WMS-системе
  2. WMS-система с помощью электронных средств связи (ТСД) ставит задачи каждому сотруднику и сама контролирует их выполнение
  3. Сотрудники выполняют поставленные системой задачи по обработке грузов
  4. Каждая операция с грузом моментально отображается в базе данных
  5. Заведующий постоянно в курсе дел на складе, и при этом он не отвлекается на микроменеджмент

В чем отличие от ручного управления:

  • с начальника склада сняты рутинные задачи, у него появляется больше свободного времени, но он в курсе всей работы складского комплекса
  • персонал выполняет простые задачи, которые им ставит WMS. Она же в режиме реального времени следит за ходом их выполнения
  • любая операция с ТМЦ сразу же заносится в информационную систему
  • WMS способна предотвратить и исправить допущенные персоналом ошибки
  • снижается уровень влияния человеческого фактора на общую продуктивность работы складского комплекса

Виды WMS:

  1. Стандартные системы с ограниченным набором функций — подходят для узкого числа компаний с простыми логистическими операциями
  2. Системы разрабатываемые под процесс компании на заказ — используются большими логистическими центрами со сложными технологическими операциями обработки грузов
  3. Адаптируемые под запросы оператора системы — подходят для больших и средних организаций, постоянно создающие новые логистические цепочки и складские центры.

WMS-системы разрабатываются под конкретную организацию, поэтому эффективность их применения различается. WMS системы значительно сокращают влияние человеческого фактора на деятельность складского комплекса, автоматизируют процессы и помогают персоналу. Сотрудники не тратят время на расчеты, система делает это за них. У персонала высвобождается время, которое они могут потратить на другие важные операции. Их эффективность растет. Это общие их преимущества, но есть и частное влияние WMS на процессы в организации, в зависимости от ее адаптации под нужды компании.

WMS-системы позволяют компании получить доступ к информации о запасах товара на складах в режиме реального времени с максимальной точностью. Руководство компании получает достоверную информацию о каждом перемещении товара внутри складского комплекса и выполняемых с ним операциях.

WMS помогает в распределение ТМЦ на хранение внутри склада. Она может смоделировать схему хранения товаров на складе с учетом их габаритно-весовых характеристик. При расчетах используются точные формулы, исключающие ошибки.

WMS системы рассчитывают количество оборудования, которое должно быть задействовано при погрузо-разгрузочных работах и грузообработке товаров. Чтобы операции выполнялись эффективно и без лишней нагрузки на технику. Что позволяет увеличить срок ее эксплуатации и сократить затраты на обслуживание.

Эффективность системы управления складской логистикой основана на непрерывном контроле и организации четкого, отлаженного технологического процесса. Грамотное руководство — основной драйвер улучшения результативности складской логистики. Отсутствие опытного и грамотного заведующего склада, может привести не только к срыву сроков поставок, но и повлечь за собой многомиллионные убытки для предприятия.

Поэтому важно наладить эффективное руководство с помощью автоматизации процессов и их контроля.
Поделиться
Другие полезные статьи
Описание процесса, типы, характеристика понятия, проблемы
Организация логистики на складе, проблемы в России, цели и задачи
Критерии оценки организации хранения в компании и способы ее оптимизации
Made on
Tilda