Управление логистикой: определение, организация и типы

Управление логистикой — процесс доставки товаров от места их производства конечному потребителю быстро, эффективно, точно. Это достигается за счет оптимизации и четкой работы каждого процесса в цепочке поставок.

Процесс управления логистикой состоит из операций: входящей и исходящей логистики, контроля остатков, хранения, сбора заявок, их доставки.

Основная цель управления логистикой для торговых компаний — это увеличение ее прибыльности, выявление «узких» мест в логистических операциях и их оптимизация, ускорение оборачиваемости товаров, общий рост бизнеса. Эффективное управление логистикой выражается в быстрой, точной доставке заказанных товаров, удобном возврате.

Типы управления логистикой в компаниях

Управление транспортно-складской логистикой уникально в каждой компании — это зависит от рынка, на котором действует предприятие, товара который оно продает, бизнес-процессов налаженных в нем. Чтобы эффективно организовать управление, нужно знать, на какие типы делится логистика, из каких функций состоит каждый тип, какие цели, задачи преследует.

Управление входящей логистикой — организация, контроль, оптимизация процессов поступления ресурсов в компанию для производства товарно-материальных ценностей (ТМЦ).
К ресурсам относятся: сырье, материалы, технические средства, информация. Цель — наладить бесперебойный процесс поступления необходимых ресурсов в компанию, не допуская сбои в производственных операциях. Ресурсы должны поступать высокого качества, а их цена быть оптимальной для предприятия.

Управление исходящей логистикой — организация, контроль, оптимизация процессов складирования и доставки ТМЦ клиентам с производства или логоцентра. Цель — организовать доставку ТМЦ до потребителя, используя минимум ресурсов, при сохранении качества товара и соблюдении оговоренных сроков поставки.

Обратное управление логистикой — организация, контроль, оптимизация процесса возврата ТМЦ. Бизнес-процесс возврата товара состоит из операций по организации его доставки от покупателя обратно в организацию, возврат денег потребителям, ремонт ТМЦ или их замена на новые.

Управление логистикой переданной на аутсорсинг — некоторые организации передают процессы организации, контроля, оптимизации логистики на аутсорсинг. Есть 2 типа передачи таких процессов:

  • 3PL оператору — он берет на себя операции по упаковке, хранению, сборке заказов и доставки их до заказчиков, работе с запасами.
  • 4PL оператору — оператор кроме процессов 3PL компаний берет на себя еще операции по организации поступления ресурсов.
Управление логистикой дистрибуции — операции связанные с транспортировкой ТМЦ со складского комплекса компании до розничных торговцев, оптовых торговцев и клиентов. Такая деятельность состоит из упаковки товаров, их оптимального размещения на складе, оптимизации остатков, обработки поступающих заказов и их транспортировки.

Управления логистикой производства — процесс, связывающий разные виды деятельности в производстве, которые состоят из закупок, подготовки ресурсов к отправке в производство, изготовления ТМЦ и доставки полученных товаров до склада. Цель — обеспечить бесперебойное производство при сохранении эффективности каждого этапа в цепочке.

Управление логистикой на всех ее этапах

Такая работа предполагает четкое планирование функционирования каждой составляющей цепочки поставки и организацию выполнения этого плана.

1. Поставка — это создание надежных и доверительных отношений с поставщиками ресурсов. Что позволяет обеспечить непрерывные поставки качественного сырья по оптимальным условиям и ценам. Но нужно контролировать сроки поставок, чтобы минимизировать ситуации по отсутствию нужных ресурсов или затовариванию логоцентра.
2. Производство — логистика направлена на организацию перевода сырья и материалов в готовую продукцию. Это достигается за счет отладки процессов контроля, планирования и организации эффективной работы оборудования, персонала. Производство должно учитывать запросы рынка.
3. Обработка материалов — работа связана с оптимизацией поступления, складирования и отпуска товарно-материальных ценностей. Нужно четко отслеживать уровень запасов сырья и материалов, минимизировать транспортные издержки при поддержании оптимального уровня остатков, закрывающих запросы клиентов.
4. Возврат — обычно, выступает второстепенным процессом. Но клиенты ждут, что возврат купленных товаров будет простым и быстрым. Отладка этой операции влияет на лояльность клиентов, что делает ее основной. Управление нацеленно на оптимизацию операций, связанных с возвращенными продуктами, снижение потерь. Но основное — это перевод негатива в позитив, направленный на повышение лояльности со стороны клиентов.

Проблемы управления логистикой в организациях

Логистическое управление — это процесс, требующий стратегического понимания будущего, четкого планирования работы каждой отдельной операции в общей системе и скоординированной работы отделов компании. Управление логистикой связано с проблемами:

  • регулирование объема и структуры остатков ТМЦ на складе компании в режиме «здесь и сейчас» - основная проблема — поддержание установленного уровня и структуры товаров на складе в постоянно меняющемся объеме продаж. Важно постоянно актуализировать уровень запасов, чтобы сократить возможность их дефицита или затоваривания в больших объемах на складе
  • прогнозирование согласно спросу. Сложная задача. Учитывать нужно не только накопленные данные о спросе на товары в прошлом, но и производственные графики. Цена ошибки высока, неточность в расчетах, приведет к производству товаров, которые будут лежать на складе и не реализовываться клиентам. Это приведет к возникновению непредвиденных затрат на хранение ТМЦ
  • надежность поставщиков. Поиск надежных поставщиков и отладка процессов взаимодействия с ними — важный параметр эффективной работы компании. Нужно организовать бесперебойный поток материалов и сырья высокого качества для производства и продажи товаров. Возникновение ситуаций связанных с задержками поставок или поставкой некачественной продукции, может привести к нарушению всей цепочки производства товарно-материальных ценностей
  • открытость цепочки поставок — открытость и полное понимание работы всей цепочки поставок, влияет на успешность бизнеса, который представлен на зарубежных рынках. На основе опыта работы на конкретном рынке, проводится прогнозирование «узких горлышек», возникающих в цепочках поставки, управление ожиданиями клиентов и выгодное расходование ресурсов
  • управление расходами. Расходы на транспортировку ТМЦ постоянно растут. Это связано с ростом цен на ГСМ, повышением уровня жизни, что сказывается на повышении заработных плат сотрудников. Сложность заключается в эффективном управлении расходами, сохраняя качество обслуживания
  • внедрение технологий. Внедрение систем сбора данных и автоматизации в уже существующий процесс — сложная задача. Сложность заключается в обучении персонала работе по новым стандартам. Сотрудники могут саботировать этот процесс. В компании должен быть настроен и систематизирован процесс обучения персонала
  • выполнение требований и законов. Важное условие эффективной работы на международных рынках - соблюдение всех требований, законов и норм местных властей. Сотрудники компании должны знать законодательство региона, в котором организация ведет свою работу и строго его соблюдать. Нарушение установленных требований, приводит к наложению на компанию штрафов, задержанию грузов, возникновению репутационных рисков. Репутационные издержки трудно восполнимы
  • организация процесса возврата продукции. Возврат ТМЦ со стороны покупателя должен быть легким и простым. Отладить его — трудная задача. Управление возвратами также важно, как и управление отгрузками. С помощью правильно налаженной работы, можно снизить негатив от покупателей, минимизировать репутационные издержки.
Эффективно управлять логистикой невозможно без внедрения программного обеспечение в работу компании. Логистическое управление — это процесс, со множеством сложных задач, решение которых связано с внедрением программ в работу компании.

Программы для обеспечения эффективной работы всей цепочки поставок

1. Организация работы и управление логистическим центром — WMS
2. Руководство транспортировкой товарно-материальных ценностей — TMS
3. Обеспечение эффективности логистических цепочек — LMS
4. Ресурсное планирование компании — ERP
5. Контроль и организация работы с заказами — OMS
6. Работа с доставкой и возвратами

7 способов эффективного управления логистикой

Планирование процессов — важный параметр эффективной работы компании, в том числе и в разрезе логистических цепочек.

1. Создание единой базы логистических данных

Вся информация, связанная с логистическими процессами должна храниться в одном месте и быть прозрачной. Это позволит эффективно управлять процессами в режиме «здесь и сейчас», сократит время на принятие решений и координацию работы между подразделениями предприятия. Хранение информации в одной базе данных, решит проблему с их дублированием и расхождением.

2. Автоматизация процессов

Эффективная работа невозможна без внедрения логистического программного обеспечения. Внедрение ПО приведет к сокращению числа ошибок персонала, исключению в работе повторяющихся задач, увеличению эффективности операций цепочки поставок. Автоматизация — это путь к освобождению сотрудников компании от рутинных операций и направление их потенциала на разработку стратегии улучшения сервиса. Уровень автоматизации разный: от внедрения локального программного обеспечения до работы роботов в складских комплексах.

Системы искусственного интеллекта направлены на планирование деятельности, оптимизацию логистических цепочек, повышение эффективности работы всей логистики компании. Автоматизация — это инструмент реализации конкурентных преимуществ.

3. Контроль и управление остатками

Эффективность поставок неразрывно связано с качеством управления остатками в складском комплексе. На качество планирования остатков влияют:

  • получение данных в режиме реального времени
  • точность в прогнозировании спроса

Отладка этих операций — гарантия соответствия остатков компании запросам рынка.

4. Эффективная организация складского пространства

Эффективное использование складского пространства влияет на точность и скорость обработки заказов. Зонирование логистического центра происходит на основании технологического процесса складской обработки грузов, чтобы каждая операция выполнялась эффективно. Проводятся постоянные корректировки планировки складского комплекса с целью повышения качества и сокращения затрат на складское обслуживание.

5. Надежные поставщики

Поставщики компании — это стратегические партнеры, поэтому нужно поддерживать с ними крепкие отношения. Это позволит исключить ситуации с задержками поставок и не прерывать логистические процессы в компании.

6. Готовность к разным ситуациям

При разработке стратегии компании на год, стоит учесть максимальное число событий, которые могут произойти при выполнении поставок. Выработать план действий на каждое возможное событие. Это позволит сократить влияние последствий.

7. Постоянное обновление плана

Стратегическое, тактическое и оперативное планирование нужно для понимания направления деятельности предприятия. Цель - снизить риски возникновения событий, способных подорвать надежность логистических цепочек. Разорвать логистические цепи может резкий неконтролируемый скачек спроса или его снижение. Такие скачки имеют ряд последствий:

  • сбои в цепочках поставок
  • неполадки в производстве
  • поломка отлаженной логистической системы
  • дефицит персонала
  • крах информационных систем

Логистическое управление связано с быстро меняющимися внешними условиями. Поэтому планы должны постоянно пересматриваться, учитывая внешние обстоятельства. Гибкость логистической системы - важное конкурентное преимущество.
Поделиться
В статье использовались следующие категории:
Другие полезные статьи
Ее цели и задачи, способы организации в компании. Проблемы развития и функционирования в РФ
Способы оценки рентабельности систем хранения и пути их оптимизации
Критерии оценки эффективности работы логистического центра и его персонала
Made on
Tilda