Документы учета товара на складе оформляются на каждую складскую операцию: приход, перемещение между складами организации, выдача в магазин, отгрузка, списание по причине брака, недостачи, инвентаризация.
Прием и учет товараБольшая часть документов оформляется на этапе поступления продукции в складской комплекс. При отгрузке ТМЦ на склад, к ним прилагается товарная накладная от организации, выступающей в роли поставщика. На ее основе составляется приходная накладная, которая отражает учет поступления товара в складской комплекс.
При доставке груза с помощью транспорта, к нему прилагается документ ТТН (товарно-транспортная накладная), которая состоит из двух частей. В первой части указываются все данные на поступающую продукцию, во второй части указываются данные по ее транспортировке. На основании ТТН осуществляется списание товарно-материальных ценностей с учетной системы поставщика и оприходование их в учетную систему покупателя.
Но часто ТТН не оформляется. Вместо нее оформляются 2 других документа: УПД (универсальный передаточный документ) и ТН (транспортная накладная). УПД служит основание для списания и оприходования товаров, а ТТН для подтверждения его доставки грузополучателю.
Учет поступившего товара за весь день, кладовщик оформляет с помощью приходного ордера М-4. Данные он берет из приходной накладной.
При поступлении ТМЦ не в полном объеме, когда нет на них документов или если есть несоответствия фактически поступившего объема с заявленным по документам, составляется акт М-7.
В случае несоответствия фактически поступившего груза с данными по сопроводительным документам или при несоответствии качества груза, оформляется акт расхождения ТОРГ-2.
Если данные в документах сошлись с фактическим приходом, то учет прихода товара на склад начинается с оформления документа ТОРГ-1 — акт приема ТМЦ в организацию.
Учет хранения товаров в организацииОрганизация учета хранения товаров осуществляется при помощи оформления учетных документов на каждую позицию товарно-материальных ценностей или на ее группу. Оформляются такие документы, как:
- ТОРГ-11 — хранится вместе с ТМЦ в складском комплексе и оформляется на каждое наименование. Такой товарный ярлык включат в себя информацию: количество в складском комплексе, название, артикул, сортность. На основе этих данных оформляются инвентаризационные описи при проведении плановых или внеплановых инвентаризаций.
- М-17 — оформляется с целью учета перемещения товаров, чтобы можно было быстро определить их местонахождение. Карточка учета оформляется на каждое наименование ТМЦ в разбивке на виды, сорта, размеры и прочие характеристики.
Учет движения товаров на складе и за его пределамиДвижение ТМЦ на складе фиксируется в карточках М-17. А перемещение их между разными складскими комплексами в рамках одной организации или передача от одного ответственного лица другому, оформляется требованием-накладной по форме М-11. Она составляется в 2 экземплярах: один — используется складским комплексом для подтверждения передачи ТМЦ ответственному лицу, другой — используется ответственным лицом с целью подтверждения их получения. Если переданные ответственному лицу материальные ценности были израсходованы не в полном объеме, то требование-накладная служит подтверждающим документом для передачи обратно на склад оставшихся ценностей.
Учет списания товараСписание ТМЦ с учетной системы может осуществляться при:
- просрочке материалов
- повреждении, бое
- недостачи по разным причинам (кража, неправильные отгрузки, невнимательность сотрудников)
- обмен
- списание бесплатно
- продаже
Учет отгрузки товаров ведется на основании различных документов, в зависимости от того, по какой причине был списан товар. Если это истекший срок годности, то в карточке товарно-материальных ценностей должно быть это указано. Если груз поврежден или произошел его бой, то должен быть составлен акт на возникновение такой ситуации в складском комплексе.
При отгрузке материальных ценностей в случае их продаже сторонним организациям, оформляется документ ТОРГ-12. Он выполняет функцию подтверждения приема-передачи товаров от одной организации к другой. Продавец на основании ТОРГ-12 осуществляет списание материалов, а покупатель их оприходование в своей компании или на своем складе. Так как в операции участвуют 2 стороны, то накладная ТОРГ-12 оформляется в 2 экземплярах: по одному для каждой из сторон.