Внедрение критериев отбора поставщиков
Разработка KPI соответствия поставщиков требованиям складского комплекса — действенный инструмент повышения эффективности работы складской логистики. Выработка правил взаимодействия с поставщиками — это один из методов складской логистики, направленный на ускорение обработки ТМЦ, сокращение числа ошибок, повышение лояльности клиентов.
Разработка и внедрение четких требований по упаковке, маркировке ТМЦ, значительно повысит скорость грузообработки склада.
На практике, такие требования к поставщикам могут выдвигать только крупные компании, с которыми многие производители хотят сотрудничать.
Внедрение системы мотивации сотрудников склада
Окладная система оплаты труда, в рамках складского комплекса, малоэффективна, так как не мотивирует сотрудников работать быстрее и лучше. Сдельная система оплаты — наиболее эффективный инструмент повышения качества выполнения складских операций. Но, персонал скептически к ней относится и не стремится работать в компаниях, где она внедрена.
Решение — внедрение окладно-премиальной оплаты труда. Где есть окладная часть и премиальная, которая выплачивается сотруднику за достижение установленных показателей KPI. Персонал мотивирован работать лучше, а соответственно повышается и прибыльность складского комплекса. Кроме премий есть и другие способы поощрения сотрудников: корпоративные мероприятия, скидки на продукцию, оплата проезда и др.
Внедрение в работу технологий
Внедрение технологий в работу складского комплекса позволяет исключить или снизить до минимума влияние человеческого фактора. Технологии помогают фиксировать каждое перемещение ТМЦ внутри и за пределами складского комплекса. Цифровизация каждой операции - это быстрый аудит складской логистики и принятие взвешенных решений. Автоматизация логистических операций и операций по обработке грузов, снижает риски складской логистики.
Измерение каждой операции, которую можно измерить
Управленческий состав складского комплекса должен управлять процессами на основе установленных ключевых показателей, к которым относятся: показатели оборачиваемости, точность и скорость отгрузок, уровень заполнения склада, прогнозирование спроса и пр. Постоянное отслеживание этих показателей позволяет «держать руку на пульсе» и быстро реагировать на отклонения от нормы. Считать и анализировать нужно и производительность труда. При этом данные после подсчета передаются персоналу, чтобы каждый сотрудник знал, над чем ему нужно работать, чтобы общая производительность была высокой.
Использование WMS
WMS-системы — программное обеспечение, способное упростить и автоматизировать работу логистического центра. WMS делает работу логоцентра максимально прозрачной, управляемой, позволяет интегрировать разные системы и ПО, ее использование повышает эффективность работы в разы. WMS выпускается в разных модификациях: коробочные версии, облачные решения, Saas.
Технология Pick-by-Voice
Работает совместно с WMS. Принцип функционирования: сотруднику через наушник подается команда по сборке заказа, то есть в голосовом формате система говорит ему, какие ТМЦ собирать. Комплектовщик сосредоточен на сборке заказа, у него свободны руки, что повышает точность комплектования. Эта технология и Pick-by-light — значительно ускоряют процесс комплектации ТМЦ и делают его более точным.
Внедрение волнообразной системы комплектации заказов
Стандартно, на складе работает последовательная система заказов, когда заявки собираются последовательно по позиционно. WMS система строит наиболее эффективные маршруты комплектовки по принципу волн. Это позволяет ускорить процесс сборки заказов и повысить их точность.
Внедрение методологии Lean
Lean — это методика, согласно которой управленческим составом складского комплекса выявляются статьи затрат, не влияющие на добавленную ценность. Такие траты сокращают или убирают вовсе.
В структуре складской логистики выделяют виды издержек:
- избыточное производство ТМЦ
- лишние складские процессы
- затоваривание склада
- ТМЦ плохого качества
- избыточные перемещения товаров внутри логистического центра
- низкая квалификация персонала
- большие временные траты на выполнения операций и принятие решений
Такие издержки нужно постоянно контролировать и не допускать их необоснованного увеличения.
Фиксация любой операции с ТМЦ
Любую операцию с ТМЦ нужно фиксировать, если какое-либо действие нельзя зафиксировать, значит оно лишнее, либо нужно его подкорректировать. Фиксация позволяет сделать систему более прозрачной, а также выявлять отклонения от нормы, быстро на них реагировать. Это приводит к улучшению эффективности работы логистического центра.
Инвестиции в обучение персонала
Важным фактором успешной работы логистического центра является квалифицированный персонал. Использование технологий в виде WMS невозможно без обученного персонала. Лидеры рынка инвестируют значительную часть финансов в обучение специалистов своей компании. Цель обучения — всестороннее развитие, знакомство и работа с новыми технологиями и инновациями, внедрение в работу геймификации. Обучать нужно как новых сотрудников, так и тех, кто уже долго работает в компании. После обучения каждый сотрудник проходит аттестацию по пройденному материалу, для оценки качества усвоения информации и готовности персонала к применению знаний на своих рабочих местах.
Организация и оптимизация операций по отгрузке ТМЦ
В логистических центрах от 1000 м2 организуется параллельная складская логистика. Оборудование в таких центрах закупается с целью осуществления параллельной приемки и отгрузки ТМЦ. Нагрузка на сотрудников в этом случае делится, а транспорт избегает долгих простоев в ожидании погрузки или разгрузки ТМЦ. Составление планов прихода и отпуска товаров, позволяет равномерно распределять нагрузку на складские зоны и сокращать число форс-мажорных ситуаций. Составление работающих планов возможно при внедрении IT-решений в виде личного кабинета поставщика или поклажедателя.
Оптимальное использование складского пространства
Высокая эффективность работы логистического центра невозможна без грамотного складирования ТМЦ на складе. Они размещаются так, чтобы у персонала был легкий доступ ко всем хранимым товарам с целью быстрого его подбора и отгрузки.
Операции, оптимизирующие хранение ТМЦ:
1. Разработка складской топологии на основе имеющегося пространства, доступа ко всем товарам и поступающего грузопотока
2. Разбивка склада на зоны, их детальная маркировка, вплоть до стеллажной ячейки
3. Размещение товаров с учетом данных ABS-анализа
4. Расположение похожих ТМЦ в одном месте с целью упрощения системы подбора и упаковки
5. Использование стеллажных систем
6. Постоянный аудит и анализ функционирования основных элементов складской логистики
Внедрение принципов постоянной выборочной инвентаризации
Полная физическая инвентаризация товаров проводится с обязательной приостановкой всех операций с ТМЦ, что негативно отражается на работе логистического комплекса. Внедрение принципов выборочной инвентаризации в работу логоцентра, позволит избежать ситуаций с полной приостановкой его работы. Выборочная инвентаризация проводится по выбранным позициям в процессе комплектовки/отгрузки или по выбранному руководством списку. То есть пересчет проводится не всех позиций сразу, а выборочно по дням. Это позволяет эффективно вести учет и постоянно «держать руку на пульсе».
Внедрение системы динамического слоттирования
Слоттинг — анализ и подбор места внутри склада для размещения разных видов ТМЦ. Внедрение слоттинга ускоряет процесс сбора и отгрузки товаров, так как повышает доступность к тем из них, которые имеют высокий уровень оборачиваемости. Система позволяет определить наиболее доступные места в зоне хранения и разместить в них высокооборачиваемые грузы. Анализ проводится на основе объемов и структуры продаж, данных о спросе на товары, частоте отгрузок.
Динамический слоттинг предполагает, что места товаров меняются в зависимости от изменения уровня спроса на них и их востребованности.
Плюсы динамического слоттинга:
1. В ячейке размещается точно определенное количество груза
2. Наличие ТМЦ в каждой ячейке постоянно отслеживается и пополняется
3. Высоко востребованные товары размещаются в максимально доступных местах
Минусы динамического слоттинга:
1. Возможно использование только для средних, крупных логоцентров
2. Затраты ресурсов для полной перестановки и оптимизации склада
4. Снижения скорости, а значит эффективности работы персонала в моменте, так как им нужно время на изучение новых схем складирования ТМЦ.
Внедрение роботов в работу складского центра
В условиях острой нехватки трудовых ресурсов, на первый план в оптимизации работы склада выходит внедрение робототехники. Роботы позволяют заменить сотрудников, а также снизить уровень влияние человеческого фактора. Инвестиции в робототехнику значительно увеличивают эффективность работы логоцентра и повышают качество его работы. Сократится время простоев, возникающие из-за нехватки персонала или его ошибок.
Внедрение систем электронного документооборота
УПД, ТНН и другие документы можно подписывать и обмениваться ими между контрагентами путем системы электронного документооборота. Это значительно ускоряет процесс оформления документов, делает его более прозрачным и удобным.
Все эти технологии складской логистики — это только часть из общего числа существующих методов повышения эффективности работы распределительных центров. Для каждого логистического комплекса подойдут свои индивидуальные решения, способные повысить эффективность логистических цепочек компании.