Эффективность складской логистики: анализ, показатели, способы совершенствования

Анализ складской логистики проводится с целью определения состояния работы склада, выявления путей ее улучшения. Некоторые компании проводят аналитику только при появлении проблем — это неправильный подход.

Оценку эффективности складской логистики нужно проводить систематически. Такой подход позволяет заранее выявить проблемные места, предотвратить возникновение кризисных ситуаций, увеличить производительность труда, повысить эффективности операций по обработке грузов и хранению. Польза складского анализа заключается в сокращении издержек и повышении клиентского сервиса.

После проведения анализа, разрабатываются методы направленные на совершенствование складской логистики. Аналитика выполняется проф. специалистами, которые рассматривают работу склада в разных аспектах:

  1. Оптимальность использования помещений — проводится оценка эффективности использования каждого квадратного метра площади, выявляются способы улучшения показателей. Определяются нужные варианты размещения ТМЦ.
  2. Рационализация операций складирования и транспортировки — проводится аналитика текущего состояния операций хранения ТМЦ, их транспортировки. Определяются проблемные точки, разрабатываются мероприятия по устранению узких мест.
  3. Управление остатками — предотвращение ситуаций, связанных с нехваткой ТМЦ или их избыточному размещению в складе (захламление площадей).
  4. Оценка производительности — производительность оценивается по 3-м аспектам: сотрудники, работа системы и оборудования. Анализируются причины возникновения простоев, разрабатываются мероприятия по их ликвидации и предупреждению.

Задача аналитики логистического центра заключается в выявлении потерь и причин неэффективной работы, разработке мероприятий по их ликвидации. На основе проведенной оценки корректируются среднесрочные, оперативные планы.

Анализ проводится по шагам:

  1. Сбор данных о работе склада, налаженных внутри процессах
  2. Анализ полученных данных, оценка текущего состояния работы логистического комплекса
  3. Разработка стратегии по оптимизации операций склада, выработка оперативного плана действий

Сбор данных и их оценка проводится по всем операциям логистической цепочки компании: движение ТМЦ от поставщиков до клиентов.

Анализ складской логистики позволяет выявлять возможные проблемы до момента их возникновения и разрабатывать меры по их предотвращению или устранению. К таким проблемам относятся:

  • нехватка площадей
  • отсутствие нужного количества сотрудников
  • долгий период оборачиваемости запасов ТМЦ и пр.

Аналитика проводится путем сравнения данных разных периодов.

Показатели складской логистики — KPI

Управление складской логистикой основано на анализе различных показателей работы логистического центра.

Показатели эффективности складской логистики:

  • общая эффективность складской логистики
  • скорость проведения мероприятий по обработке заявок
  • % точности отпуска ТМЦ
  • эффективность управления запасами
  • продуктивность использования площади склада
  • % повторных заказов

Анализ и приведение к плановым значениям KPI складской логистикой — важный параметр управления логистической цепочкой компании.

Основные метрики, по которым проводится контроль работы склада:

  1. Время обработки заказов — метрика, характеризующая количество потраченного времени на операции по обработке 1 заявки. Чем меньше этот показатель, тем лучше и эффективнее работает система, при условии высокой точности выполнения нужных операций.
  2. Уровень и структура остатков — метрика, отражающая наличие на складе ТМЦ по факту и соответствие фактических остатков с заявленными. От уровня точности остатков зависит скорость доставки ТМЦ до клиентов и % потерь клиентов из-за отсутствия нужного товара.
  3. Уровень обслуживания клиентов — метрика, которая отражает, насколько клиенты довольны работой склада.


Ключевые показатели складской логистики

Совершенствование складской логистики выполняется на основе оценки показателей ее работы.

К ключевым показателям относятся:

  • коэффициент использования всей площади логистического центра - % использования площади склада от его общей площади.
  • % возвратов ТМЦ — число возвратов ТМЦ от общего числа отгрузок из-за плохого качества самого товара, его упаковки или проблем с доставкой.
  • цена обработки одной заявки — число ресурсов, потраченных на обработку 1 заявки в стоимостном выражении.

Оценка уровня организации и эффективности работы складской логистики может производиться при анализе разных показателей. Выбор показателей для анализа зависит от задач и целей, которые ставит перед собой компания. Комбинирование и сочетание разных показателей в оценке деятельности логистического комплекса, позволяет получить полное представление о его работе и выявить проблемные места, требующие внимания.

Анализ складской логистики предполагает деление технологического процесса на комплекс операций, которые затем подвергаются оценке:

1. Операции по хранению

Эта когорта данных включает в себя:

  • эффективность размещения ТМЦ внутри склада — поступающие в логистический центр ТМЦ размещаются в нем на хранение. От того, как будет организованно это хранение, зависит общая эффективность складской логистики. Складирование товаров организуется в соответствии с рекомендациями по товарному соседству, периодом их оборачиваемости, удобному доступу персонала при комплектации заявок.
  • управление остатками ТМЦ на складе — один из наиболее важных бизнес-процессов прямо влияющий на эффективности логистической цепочки компании. Логоцентр нужно обеспечить перечнем товаров, достаточным для покрытия клиентского спроса. Но при этом важно соблюдать баланс в допустимых пределах их оборачиваемости. Оценка эффективности управления остатками проводится на основе анализа нескольких показателей, к которым относятся: уровень запасов, точность в инвентаризациях, оборачиваемость ТМЦ. Идеально, если точность инвентаризации равняется 100%. На практике такое значение этого показателя встречается крайне редко.

2. Обработка заказов

Максимально полные данные о процессе обработки заказов, можно получить, анализируя показатели:

  • количество затраченного времени на обработку одного заказа — включает в себя период времени от момента размещения заказа до его отгрузки клиенту или доставщику со склада. В этом случае нужно работать над сокращением этого промежутка времени, так как быстрота отгрузки прямо влияет на степень удовлетворенности клиентов
  • четкость обработки заявок — число заказов в процентах, обработанных безошибочно. Чем выше этот показатель, тем эффективнее работает склад. Эффективность клиентского сервиса также оценивается с помощью этой метрики.
  • число ТМЦ, вернувшихся от клиентов — причины возвратов могут быть различными. Большое число возвратов отражает проблемы в обработке заказов или проблемы с товарами.

Влиять на эффективность процесса обработки заказов можно путем применения разных методов работы:

  1. Автоматизировать операции — внедрение специальных программ в работу, позволит минимизировать риск ошибок и увеличить скорость сборки заявок
  2. Оптимизировать процесс — сбор данных и их анализ, позволит получить полную информацию по качеству работы склада в сфере обработки заказов, а также найти пути по улучшению работы
Поделиться
Другие полезные статьи
Процесс, системы управления, способы оптимизации
Типы руководства, проблемы, описание процесса
Ее цели и задачи, способы организации, развитие в Российской Федерации
Made on
Tilda