​Международная товарно-транспортная накладная: зачем нужна, как заполняется и что нового в 2025 году

Международная транспортная накладная CMR — важный документ при автомобильных грузоперевозках между странами. Он нужен для подтверждения договоренностей между отправителем, перевозчиком, получателем. Если хотя бы одна из стран участвует в Конвенции (Женева, 1956 год), оформление этой накладной становится обязательным.
Нужны услуги склада?

​Что такое международная транспортная накладная

CMR — это накладная, сопровождающая груз на всём пути следования. Она используется исключительно при транспортных перевозках между странами, которые ратифицировали Конвенцию о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ).

Документ выполняет сразу несколько важных функций:

1. Фиксация факта заключения договора

CMR служит письменным подтверждением, что отправитель и перевозчик заключили договор доставки. Это особенно важно в международных отношениях, где договорённости должны быть зафиксированы в письменной форме для избежания недопонимания или спорных ситуаций.

2. Подтверждение передачи груза

Когда груз загружается в транспортное средство, накладная подтверждает, что он был передан от отправителя перевозчику. Это юридически значимое действие, которое фиксирует момент начала перевозки и ответственность перевозчика за сохранность товара.
3. Использование при возникновении споров

Если между сторонами возникает спор — например, по поводу повреждения груза, опоздания или недостачи — CMR международная товарно-транспортная накладная является ключевым документом, который используют суды и таможенные органы. Он содержит всю информацию о грузе, маршруте, сторонах сделки и условиях перевозки.

Таким образом, CMR — это не просто формальность, а основа международной логистики, обеспечивающая правовую защищенность всех участников.

​Когда требуется CMR

Накладная нужна, если:

  • перевозка идёт между двумя странами, хотя бы одна из которых ратифицировала Конвенцию;
  • используется автотранспорт;
  • услуга платная;

Исключения когда не требуется:

Несмотря на широкое применение, существуют случаи, когда оформление CMR-накладной не требуется. Согласно статье 1 Конвенции CMR, положения не распространяются на:

  • перевозку почтовых отправлений;
  • личные вещи граждан при переезде;
  • тела умерших.

Также не требуется, если перевозка осуществляется:

  • внутри одной страны, даже если маршрут проходит через территорию другого государства (например, из Москвы в Калининград через Литву);
  • без заключения договора перевозки, например, при транспортировке собственных товаров на собственном транспорте без оплаты.
В таких случаях вместо CMR применяются внутренние документы и правила, например, Устав автомобильного транспорта и гражданское законодательство РФ.
Документ помогает проследить путь груза, обеспечивает прозрачность в отношениях всех сторон. Это особенно актуально, когда в цепочке перевозки участвует несколько подрядчиков.

​Кто и как заполняет CMR-накладную

Товарно-транспортную накладную CMR составляет грузоотправитель. Её подписывают обе стороны: отправитель и перевозчик. Подписи с печатями обязательны — без них документ может быть признан недействительным. При получении груза в неё вносит отметку получатель. В бланке 29 граф:
  • Отправитель: графы 1–15, 21–22.
  • Перевозчик: графы 16–19, 23, 25–29.
  • Получатель: графа 24.

​Таблица распределения граф CMR

№ графы

Кто заполняет

Что указывается

1–2
Отправитель
Наименование, реквизиты отправителя и получателя
3–5
Отправитель
Адрес доставки, дата отгрузки, перечень сопровождающих документов
6–12
Отправитель
Данные о грузе: наименование, количество, код ТН ВЭД, упаковка
13–15
Отправитель
Данные о таможне, условиях оплаты, прицепе или контейнере
16–19
Перевозчик
Информация о перевозчике, примечания, стоимость перевозки
20
По договоренности
Особые условия (страховка, сроки и др.)
21–22
Отправитель
Место и дата составления, отметка о времени загрузки
23, 25–26
Перевозчик
Данные о водителе, транспортном средстве
24
Получатель
Отметка о приеме товара
27–29
Перевозчик
Расчёты по доставке
Стандартно заполнение международной транспортной накладной осуществляется в трех экземплярах:

  • первый — для отправителя,
  • второй — для получателя,
  • третий — для перевозчика (фрахтовщика).

Иногда добавляют четвертый экземпляр — для тарифного контроля (зависит от требований страны).
Если перевозится несколько партий, видов груза или используется несколько автомобилей — накладные оформляются по каждому случаю отдельно.

​Где взять и как выглядит бланк CMR

Унифицированный бланк CMR доступен в типографиях, у экспедиторских компаний или на сайтах логистических операторов. В России действующая форма утверждена письмом ФТС от 02.05.2012 № 04-30/22006.
Для РФ используется СМР транспортная накладная на русском языке. Возможна многоязычная форма (обычно: русский, английский, язык страны назначения), если планируется транзит через несколько государств.

​Основные ошибки при оформлении CMR

  • Неправильные адреса. Адрес юридического лица (отправителя либо получателя) часто отличается от фактического места, где осуществляется погрузка или разгрузка товара. При указании адресов в соответствующих графах надо быть внимательными. Товар может прибыть не на склад, а прямо в офис получателя, что повлечет задержки, дополнительные расходы.

  • Нет даты или времени погрузки. Информация важна для контроля сроков поставки. Если дата и время загрузки не указаны, невозможно точно установить, кто виноват в просрочке. Это создает риски штрафов и претензий от контрагентов.

  • Ошибка в коде товара по ТН ВЭД. Код указывается по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Неверный код осложняет прохождение таможни. Это может привести к задержке груза на складе временного хранения, дополнительным расходам и срыву сроков. Рекомендуется заранее уточнить код товара либо у таможенного брокера, либо непосредственно в Федеральной таможенной службе, чтобы избежать ошибки.

  • Отсутствие отметок о состоянии упаковки (графа 18). Если упаковка товара повреждена, но в графе 18 нет отметки, ответственность за повреждения может быть возложена на перевозчика. Отметки защищают от споров и страховых претензий.

  • Отсутствие подписи или печати. Без подписи и печати документ может быть признан недействительным, особенно при судебных разбирательствах или проверках на таможне.

Важно: подчистки и исправления не допускаются. Все изменения фиксируются заново или заверяются штампом перевозчика. В случае неправильного заполнения своей части накладной ответственность возлагается на лицо, допустившее ошибку.

Пример из практики: перевозчик неправильно указал страну назначения, и груз застрял на границе на 3 дня. Исправление накладной заняло двое суток, а клиент получил неустойку от контрагента.
Такие мелочи легко пропустить, но последствия могут быть серьезными.

​Электронная CMR (e-CMR)

Оформление международной накладной в электронном виде стало возможным с 2008 года, после принятия Дополнительного протокола к Конвенции CMR. Протокол признал юридическую силу e-CMR наравне с бумажной формой.

Россия присоединилась к протоколу в 2018 году, но активное внедрение началось позднее:

  • 2020 год — стартовал пилотный проект с Республикой Беларусь. Электронный документооборот тестировался в реальных условиях между двумя странами.
  • 2022 год — Россия внедрила электронную транспортную накладную (ЭТрН) в рамках внутренних перевозок. Это стало основой для перехода к международному формату e-CMR.
  • 2023 год — началась интеграция e-CMR с ЭТрН. Было запущено объединение инфраструктур: платформы ГИС ЭПД, транспортных систем и таможенных каналов.
  • 2025 год — ожидается, что большинство международных автоперевозок будут сопровождаться исключительно e-CMR.

Электронная форма обеспечивает прозрачность на всех этапах, упрощает контроль, ускоряет прохождение таможни, снижает количество ошибок, связанных с ручным заполнением.

Преимущество:
  • меньше ошибок;
  • хранение в цифровом архиве;
  • упрощение таможенного оформления.

Цель — ускорить обмен данными, уменьшить ошибки и сделать процесс перевозки прозрачнее. Система называется ГИС ЭПД, и она собирает все электронные документы по перевозке в одном месте.

​Изменения в 2025 году

1. Переход на электронный формат становится обязательным
С середины года бумажные накладные почти не используются. Все участники должны быть подключены к ГИС ЭПД и использовать платформу ЭПД.

2. Новый формат e-CMR
Добавлены новые поля — координаты, изображения упаковки, статус доставки. Это нужно для автоматизированной проверки груза и прозрачности доставки.

3. Жестче контроль при оформлении
Проверки усиливаются. Таможня особенно тщательно смотрит на коды товаров, время погрузки, данные о перевозчиках.

4. Интеграция с учётными системами
Многие компании настраивают автоматическую передачу данных в e-CMR прямо из своих программ — это экономит время, снижает количество ошибок

Транспортная накладная при международных перевозках — это не просто бумажка. Это основа для прозрачной и надежной логистики. Если всё оформлено правильно — меньше рисков, меньше споров и быстрее доставка.

В 2025 году цифровизация CMR становится обязательной. Бизнесу стоит заранее перейти на электронный формат и интегрироваться с ГИС ЭПД, чтобы соответствовать новым требованиям. Чтобы не терять деньги и не срывать сроки.
Поделиться
В статье использовались следующие категории:
Другие полезные статьи
Получите бесплатную консультацию логиста
Made on
Tilda