Оформление международной накладной в электронном виде стало возможным с 2008 года, после принятия Дополнительного протокола к Конвенции CMR. Протокол признал юридическую силу e-CMR наравне с бумажной формой.
Россия присоединилась к протоколу в 2018 году, но активное внедрение началось позднее:
- 2020 год — стартовал пилотный проект с Республикой Беларусь. Электронный документооборот тестировался в реальных условиях между двумя странами.
- 2022 год — Россия внедрила электронную транспортную накладную (ЭТрН) в рамках внутренних перевозок. Это стало основой для перехода к международному формату e-CMR.
- 2023 год — началась интеграция e-CMR с ЭТрН. Было запущено объединение инфраструктур: платформы ГИС ЭПД, транспортных систем и таможенных каналов.
- 2025 год — ожидается, что большинство международных автоперевозок будут сопровождаться исключительно e-CMR.
Электронная форма обеспечивает прозрачность на всех этапах, упрощает контроль, ускоряет прохождение таможни, снижает количество ошибок, связанных с ручным заполнением.
Преимущество:
- меньше ошибок;
- хранение в цифровом архиве;
- упрощение таможенного оформления.
Цель — ускорить обмен данными, уменьшить ошибки и сделать процесс перевозки прозрачнее. Система называется ГИС ЭПД, и она собирает все электронные документы по перевозке в одном месте.