Процесс инвентаризации на складе — это деятельность, направленная на пересчет товарно-материальных ценностей, которые есть в наличии в складском комплексе. При выявлении брака, не соответствия по количеству, порчи ТМЦ, составляется специальный акт, который далее передается в бухгалтерию. На основании такого акта составляется инвентаризационная ведомость, в которой отражаются результаты проведенного пересчета по каждой позиции товаров.
Далее руководством компании создается приказ об утверждении результатов проведенной ревизии. На основании этого приказа вносятся соответствующие изменения в учетную систему и принимается решение о взыскании ущерба с материально-ответственных лиц.
Подготовка склада к инвентаризации и формирование комиссииПодготовка к инвентаризации товаров на складе всегда начинается с издания приказа от руководителя о проведении переучета ТМЦ.
Затем осуществляется формирование комиссии. Состав комиссии в инвентаризации склада:
- руководящий состав организации
- сотрудники из службы внутреннего аудита (иногда)
- сторонние аудиторские эксперты (иногда)
Часто в ревизиях участвуют и материально-ответственные лица, но по правилам проведения пересчета, они не должны входить в состав комиссии, но обязаны присутствовать при пересчёте товарно-материальных ценностей.
Проведение инвентаризации товаров на складе начинается для кладовщиков неожиданно, они заранее ничего не должны знать о том, что будет проводиться ревизия и что приедет комиссия на нее. В момент проведения ревизии, не допускается отпуск и прием ТМЦ, все отгрузки и прием товара приостанавливаются.
Инвентаризация на складе ответственного хранения и на обычных складах сильно отличается от ревизии, которая проводится в магазинах. В складских комплексах товар может храниться таким образом, что добраться до ТМЦ, которые стоят вглубине, бывает очень трудно. Поэтому переучет в складском комплексе требует большего затраты сил и времени.
Подготовка к переучету должна осуществляться в присутствии всех членов комиссии. Подготовить склад к инвентаризации — значит разместить товар таким образом, чтобы к нему был свободный доступ для его пересчета.
Упростить процесс ревизии можно с помощью составление схемы расположения ТМЦ в зоне хранения. И сразу же на ней можно отмечать фактическое наличие ТМЦ.
Инвентаризация склада: порядок проведения и оформление результатовПравила инвентаризации склада подразумевают, что при ее проведении, комиссией проверяется не только фактические наличие ТМЦ, но и их качество, срок годности. Обязательно нужно оформлять инвентаризацию на складе и фиксировать ее результаты. Для этого составляется документ, в котором указывается фактическое наличие товаров. Он оформляется по форме ИНВ-3, где указываются все ценности с артикулами, сортами, и прочими данными.
При необходимости для уточнения результатов, нужно провести контрольное взвешивание.
Проведение инвентаризации ТМЦ на складе проходит гораздо быстрее, если автоматизированы складские процессы. В этом случае просто распечатываются остатки товаров из учетной системы и сверяются с фактическими остатками.
В ходе ревизии составляются описи в двух экземплярах. Один — получает бухгалтер, на основе которого составляется сличительная ведомость, другой — оставляет у себя материально-ответственное лицо.
Опись может быть составлена вручную, в этом случае помарки не допускаются. При указании неверных данных, они зачеркиваются одной чертой и сверху проставляются верные.
Любые исправления в документации при проведении ревизии вносятся только с письменного согласия всех членов комиссии и ответственного лица.
В ходе переучета могут быть обнаружены излишки ТМЦ, которые так же должны быть включены в инвентаризационную ведомость.
Сверка данных в учетной системе с фактическим наличием в складском комплексе
После проведения инвентаризации склада, документы (описи) с подписями всех членов комиссии и материально-ответственных лиц, передаются бухгалтеру. Бухгалтер далее самостоятельно проводит сверку данных в описях с информацией в учетной системе компании.
Если в компании нет бухгалтера, то его обязанности по сверки данных переходят на генерального директора или индивидуального предпринимателя. При выявлении несоответствия, нужно оформить сличительную ведомость результатов переучета по форме ИНВ-19. Материально-ответственный сотрудник обязательно должен ее подписать.
Оформление инвентаризации склада по товарам, которые находятся не в складском комплексе:
- для товаров, которые находятся в пути составляется документ: ИНВ-6
- для продукции, принятой на ответхранение или находящейся на других складах компании, составляется опись ИНВ-5
- при выявлении брака, порчи, составляется акт порчи или брака ТМЦ — ТОРГ-15 — он оформляется в том случае, если товарно-материальные ценности можно уценить и продать
- для товарно-материальных ценностей, которые испорчены и не могут быть в дальнейшем реализованы, в том числе из-за срока годности, составляется акт — ТОРГ-16
ТОРГ-16 оформляется в 3-х экземплярах: по одному для каждой из сторон: материально-ответственного сотрудника, бухгалтера, складского комплекса, в котором проводилась ревизия.