Бизнес-процессы на складе: описание, схема и способы оптимизации

Задача склада на любом предприятии заключается в гарантии бесперебойного движения товарно-материальных ценностей, выполнении различных операций с товаром и возможности в заданный промежуток времени произвести обработку требуемого объема груза.

От того, как будут организованы бизнес-процессы на складе, зависит уровень логистических расходов на движение товарно-материальных ценностей от производителя или поставщика к конечному потребителю. Оптимизация всей складской логистической цепочки в целом и каждой операции в отдельности, позволяет улучшать показатели склада и снижать затраты предприятия на логистику ТМЦ.

В процессе организации работы склада, осуществляется проектирование его основных операций. Результатом проектирования технологического процесса в складском комплексе является технологическая карта. Она может описывать все операции, либо быть составлена на отдельный вид операций. В таком документе закрепляется информация по перечню работ, исполнителям, списку бумаг, которые оформляются в ходе выполнения операций.

Бизнес-процесс на складе — представляет собой одну операцию или комплекс операций, которые выполняются специалистами складского центра при поступлении ТМЦ.

Основные бизнес-процессы на складе состоят из непрерывно выполняемых операций с товарно-материальными ценностями:

  1. Подготовительные мероприятия к приемке ТМЦ (выгрузка, распаковка)
  2. Приемка грузов в складской комплекс по качеству и количеству
  3. Перемещение товаров в зону хранения и складирование их
  4. Отборка товарно-материальных ценностей и их комплектация
  5. Отгрузка (отпуск) товаров потребителям
  6. Инвентаризация
  7. Другие операции с товарно-материальными ценностям
Нужны услуги склада?
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Подготовительные мероприятия к приемке товаров

Перед поступлением грузов в складской комплекс, сотрудники склада должны быть оповещены о прибытии ТМЦ за сутки до их фактического поступления. Как только заявка поступила в логистический центр, начинаются работы по подготовке к приему ТМЦ. Кладовщик подготавливает место для размещения на хранение товаров, определяется, каким образом будет осуществляться выгрузка из транспортного средства. Устанавливается наличие требуемого количества паллет. Определяется состав и количество персонала, требуемого для выгрузки и приемки ТМЦ. Готовится документация.


Бизнес-процесс: приемка товаров на складе

После прибытия транспортного средства на территорию складского комплекса, начинается выполнение операций разгрузки товара и его приемки.

До того как водитель откроет двери транспортного средства, кладовщик должен:

  • визуально проверить целостность транспорта на предмет отсутствия следов проникновения
  • проверить состояние запорного устройства (чтобы оно было целым)
  • определить, есть ли на ТС пломба отправителя
  • сверить номер пломбы на ТС с номером, указанным в сопроводительных документах

После проверки, кладовщик снимает пломбу с транспортного средства, водитель открывает ворота авто. До начала разгрузки кладовщиком производится осмотр товара на предмет его повреждения в процессе транспортировки. При выявлении повреждений, кладовщиком составляется Акт ТОРГ-12 (акт брака).

Выгрузка товарно-материальных ценностей может выполняться различными способами с привлечением нужной погрузо-разгрузочной техники. Способ разгрузки зависит от типа товара, типа упаковки, в которой он приходит, вида транспортного средства. Выгрузка может производиться с пола или с погрузо-разгрузочной рампы (стационарной или мобильной), которая поднимается на уровень ТС.

В процессе выгрузки, кладовщиком производится первичная сверка фактически пришедшего товара с данными в сопроводительной документации. При необходимости производится распаковка товаров для проверки их количества и качества в зоне приемки. После завершения процедуры приемки при обнаружении расхождений фактического прихода с данными в документах, составляется акт ТОРГ-12.

Товары, которым присвоен статус «брак», хранятся от общего товара отдельно.


Бизнес-процесс: хранение товара на складе

Процесс хранения должен быть организован таким образом, чтобы площадь склада была максимально задействована. Товар размещается с учетом необходимости свободного доступа ко всем хранимым единицам. Размещение ТМЦ может производиться на полу или с использованием стеллажей.

Если высота склада позволяет, то внутри складского комплекса в зоне хранения устанавливают стеллажные системы во всю высоту. Это приводит к увеличению полезной площади складирования. Стеллажные системы представляют собой один из ключевых параметров организации адресной системы складирования.

При размещении ТМЦ на хранение, руководствуются принципом FIFO (товар, который первый поступил на склад, должен быть первым отгружен). Такой принцип применяется с целью соблюдения сроков хранения продукции и исключения «залеживания» товара на складе.

При проектировании зоны складирования ТМЦ, руководствуются характеристиками складского комплекса:

  • его габаритами (длина, высота, ширина)
  • общей площадью и полезной
  • типами имеющегося оборудования (поддоны, стеллажи, контейнеры)
  • пропускной способностью логистического центра

К операциям складирования относятся:

  1. Подготовка пространства склада
  2. Оформление документации
  3. Размещение ТМЦ на хранение в соответствии с условиями предъявляемыми к хранению тех или иных товаров
  4. Организация охраны складируемых товарно-материальных ценностей
  5. Учет товаров на складе
  6. Движение ТМЦ внутри складского центра

Процесс учета товаров на складе может быть организован с помощью электронных или бумажных носителей. Бумажный вариант учета используется редко и представляет собой систему, которая не может отвечать сегодняшним потребностям склада. Электронный учет может быть представлен в 3-х видах:

  1. Excel — наиболее простая система электронного учета товаров. Она дублирует бумажный способ учета, только перенесенный на электронный носитель. Используется, если в складе хранится однородная продукция с малым ассортиментом позиций.
  2. 1С — простая, но в то же время функциональная система учета. Позволяет вести учет ТМЦ на небольших складах с небольшой номенклатурой товаров. Ее преимущество - структурированность учета, возможность по каждой номенклатуре быстро посмотреть остаток, историю операций и пр.
  3. WMS-система — эта система позволяет вести учет товаров, учет времени работы сотрудников, учет операций. Это комплексная система управление складом. Она используется в больших логистических центрах с широким ассортиментом номенклатур и большим количеством выполняемых операций. При необходимости такую систему можно доработать под бизнес-процессы конкретного склада и задать ей нужные параметры. Единственный минус WMS-систем — это высокие затраты на ее внедрение и обслуживание. С ее помощью осуществляется не только учет ТМЦ, но и процесс управления складом. Когда оцифрованы все операции на складе, то и управлять им гораздо легче. В системе сразу заданы эталонные параметры по времени выполнения той или иной операции и задана количественная их характеристика.

ТМЦ размещаются на хранение и складируются на этом месте до их отбора при комплектации заявки. Но иногда с ними могут производиться следующие операции:

  • сортировка — осуществляется вследствие движения ТМЦ. Одни товары приходят на склад, другие забирают с мест хранения для комплектации заказов. В процессе отбора грузов с мест складирования, происходить высвобождение свободного пространства. Отгрузка ТМЦ может быть произведена поддоном целиком или частично.
  • компрессирование — заключается в подготовке товаров к отгрузке заранее.


Отборка и комплектация ТМЦ

Этот бизнес-процесс начинается с отбора товарно-материальных ценностей с мест их размещения на складе. Основанием для выполнения такой операции служит заявка на отгрузку или отборочный лист. Отборка может выполняться как для одного заказа, так и для нескольких заказов одновременно.

Операция комплектации заключается в подготовке товаров к отпуску со складского комплекса и включает в себя такие работы, как:

  • получение заявки от отдела продаж или непосредственно клиентов
  • оформление отгрузочных документов
  • контроль за процессом комплектации
  • комплектование партий грузов
  • перемещение в зону погрузки сформированных партий
  • подготовка товаров к отпуску со склада (формирование транспортной единицы, укладка ТМЦ на поддоны, маркировка, упаковка)
  • оформление сопроводительных документов на груз


Отгрузка (отпуск) товаров потребителям

Отгрузка ТМЦ выполняется строго по заявке, поступающей на склад. Как и выгрузка товаров, отгрузка может производиться вручную или с помощью специального оборудования. Выбор вида отгрузки основан на типе отгружаемого товара и виде транспортного средства.

После комплектации партий грузов, они укладываются на товароноситель, в большинстве случаях им выступает паллет. Загрузка ТМЦ в транспортное средство осуществляется с пола или с погрузочной эстакады, которая устанавливается на уровень транспортного средства.

В один авто может загружаться товар для одного клиента или сразу для нескольких, поэтому все отгружаемые ТМЦ должны быть промаркированы. Это позволит избежать ошибок при выгрузке ТС у покупателя.

Погрузочные документы подписывает кладовщик складского комплекса.


Инвентаризация

Процесс инвентаризации на складе представляет собой важнейший бизнес-процесс складского комплекса. Она проводится с целью сверки фактического наличия товаров на складе с данными учетной системы. Инвентаризация заключается в пересчете ТМЦ, которые хранятся на складе и внесение данных в инвентаризационную ведомость. Может производиться выборочный или полный подсчет товаров.

Инвентаризация проводится в целях выявления ошибок учета или ошибок отгрузки. Она проводится не реже 1 раза в год.


Дополнительные процедуры с ТМЦ

Кроме основных операций с ТМЦ, могут выполняться и дополнительные работы. К таким операциям относится кросс-докинг. Кросс-докинг — это процесс осуществляемый с товарами, для которых не требуется долгое хранение на складе. Товарно-материальные ценности поступают в складской комплекс одной партией, далее они разбиваются на несколько отдельных партий и отгружаются в разные авто. Но возможны и другие варианты кросс-докинга. На небольших склада зоны временного складирования нет, поэтому товары поступающие по кросс-докингу, размещаются в зоне комплектации. Приемка и отгрузка ТМЦ производится по стандартной схеме.

Выше представлено описание бизнес-процессов на складе. Основная задача при их выполнении заключается в определении бракованной продукции и отнесение ее к категории «брак». При выявлении таких товаров, определяются причины возникновения брака, вводятся мероприятия по их предотвращению.

Автоматизация процессов на складе возможна при внедрении адресного хранения. Адресное хранение представляет собой закрепление за определенным видом товаров конкретной стеллажной, напольной или другого вида ячейки. В системе учета указывается номер этой ячейки (ее адрес). Это делается с целью быстрого поиска и идентификации ТМЦ. Если за товарами не закреплена определенная ячейка, то они размещаются в свободные ячейки, тогда в системе учета этих товаров указывается адрес этих ячеек. Таким образом, составляется карта склада.

Автоматизация на складе не возможна без внедрения WMS-системы. Ее внедрение должно производится в строго установленной последовательности:

  1. Определение потребностей и выявление проблем складского комплекса
  2. Создание адресного складирования
  3. Определение способа размещения товарно-материальных ценностей
  4. Подбор нужного оборудования для сканирования ТМЦ
  5. Выбор WMS-системы и внедрение ее

Если соблюдать данную последовательность действий, то внедрение системы пройдет легко и быстро.
Схема основных бизнес-процессов на складе товаров (типовая) - ИП Смыкалов М. Н. ><meta itemprop=
Бизнес-процессы на складе схема
Поделиться
В статье использовались следующие категории:
Другие полезные статьи
Описание всех основных операций в складском комплексе, их схема и варианты оптимизации
Полное описание и характеристики логистических операций в компании
Основные нюансы организации работы логоцентра, управление им и оптимизация
Получите бесплатную консультацию логиста
Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Made on
Tilda