Операции логистического процесса на складе можно поделить на 3 составляющие: - Операции, состоящие в координации закупок
- Операции, заключающиеся в грузопереработке и переработке документов на товар
- Операции, координирующие продажи.
Координация закупок достигается за счет контроля поставок и операций по снабжению требуемыми запасами склада или производственный отдел. Основная цель отдела снабжения — это обеспечение склада товарно-материальными ценностями в объеме, достаточном для полного удовлетворения заказов конечных получателей. При соблюдении требований по возможностям склада осуществить переработку требуемого объема товаров на указанный период времени.
Контроль и ведение учета выполненных заказов и поступивших запасов способствует осуществлению постоянного грузопотока склада, в полной мере использования имеющейся площади, сокращению срока складирования запасов. Это приводит к увеличению оборота складского комплекса.
Процесс приемки на склад Процесс поступления товаров на склад начинается с операций, которые производятся персоналом складского комплекса до прибытия ТМЦ в складской комплекс. Выполняется подготовка места хранения груза. Определяется место, где будет выполняться разгрузка транспорта. Перед поступлением груза в складской комплекс, сотрудников комплекса должны оповестить об этом за сутки. Когда ТМЦ прибыли в складской комплекс, начинается непосредственно прием товара.
Процесс приемки товара: - Проверяются документы на груз
- Выполняется осмотр груза
- Выполняется подсчет поступивших ТМЦ и сравнение фактического прихода с тем, что указано в сопроводительных документах на груз
- При осмотре, выявляется брак и составляются Акты
- Определяется место складирования бракованных товаров
- Оформляются приходные документы (МХ-1)
В процессе выгрузки кладовщиком проводится осмотр товаров. Если работник опытный, то к концу выгрузки, он уже осмотрит и пересчитает все товарно-материальные ценности.
Как только кладовщик подписал документы о поступлении груза на склад, он становится материально ответственным лицом за этот груз. В случае выявлении недостачи при хранении или ошибок при приемке, все убытки ложатся на кладовщика. Недостача по вине кладовщика должна быть доказана официальными документами.
Акт о браке составляется кладовщиком, но подписывается обеими сторонами. Подписи акта подтверждают, что обе стороны признают поврежденный товар как брак.
Технология операций по поступлению товаров на склад может различаться в разных организациях. Существует стандарт по приемке ТМЦ, но каждый логистический центр может разрабатывать свои стандарты работы, которые накладываются на специфику его деятельности.
Процесс разгрузки ТМЦ Процесс разгрузки товара на склад состоит в его перемещении с транспортного средства в заранее подготовленное место разгрузки. Разгрузка может выполняться как сотрудниками складского комплекса, так и сотрудниками поставщика. Это заранее обговаривается сторонами при поставке товара.
Погрузо-разгрузочные работы могут выполняться как вручную, так и с помощью погрузо-разгрузочного оборудования. Для выполнения ПРР используют вилочные погрузчики разной грузоподъемности и погрузо-разгрузочные рампы.
Если складской комплекс оснащен доками для погрузки и выгрузки, то такая операция производится при помощи этих доков.
Выбор правильного места и техники для осуществления погрузо-разгрузочных работ, способствует быстрому выполнению операций с минимальными потерями товара. Что способствует снижению времени простоя транспорта и сокращению издержек обращения.
Транспортировка ТМЦ внутрискладская Перемещение груза по территории складского комплекса выполняется с помощью подъемно-транспортного оборудования (вилочные погрузчики, гидравлические тележки, электроштабелеры и пр.). Перемещение осуществляется между зонами помещения: от разгрузки, в зону приемки, далее в зону хранения, комплектации и отгрузки.
Внутрискладская транспортировка должна производится с минимальным расходом времени и по минимальной траектории. Необходимо спроектировать прямые пути для перемещения техники между зонами, что позволит исключить пересечение маршрутов и ненужного возвращения в зоны. Нужно сократить до минимума число перетарок груза с одного оборудования на другое.
Процесс хранения на складе Процесс размещения на складе заключается в укладке и непосредственном хранении товара в зоне складирования. Основная задача здесь — организовать размещение ТМЦ так, чтобы зона хранения использовалась максимально эффективно. Это достигается за счет четко организованной системы складирования и оснащения склада погрузо-разгрузочным оборудованием. Оборудование специально подбирается под особенности складской площади, чтобы при размещении ТМЦ, площадь складского центра была максимально задействована по высоте и по ширине. На выбор складского оборудования большое влияние оказывают характеристики товара и его конструктивные особенности.
Процесс хранения товара на складе должен быть организован таким образом, чтобы свободное пространство оставалось только под проходы техники и грузоподъемного оборудования. При больших объемах хранения и широкого ассортимента номенклатур (SKU), лучше использовать адресное хранение. При адресном размещении груза весь товар складируется в строго фиксированном месте или же на любой свободной ячейке. За каждой ячейкой фиксируется свой адрес складирования.
Процесс размещения товара на складе включает: - Перемещение ТМЦ в зону складирования
- Хранение с соблюдением всех требований
- Контроль за фактическим наличием запасов в складском комплексе, осуществляемый с помощью информационной системы.
Технология процесса складирования разрабатывается с учетом того, какие товарно-материальные ценности планируется размещать внутри складского помещения. Первое, что необходимо определить — это способ укладки ТМЦ (стеллажный, штабельный, навалом, в цистернах, бочках или резервуарах, с использованием механизированных вешал).
Далее нужно понять, какая система размещения подойдет именно под Ваш склад:
- партионная — каждая партия товара хранится отдельно друг от друга, в состав партии могут входить товары разного наименования
- по наименованиям — это наиболее обособленный вариант складирования, каждое наименование ТМЦ размещается обособленно друг от друга
- партионно-сортовой
Оптимизация операции хранения достигается с помощью внедрения нового высокотехнологичного оборудования, анализа существующей зоны складирования, выявления ее недостатков и внедрения новых высокотехнологичных решений.
Комплектация Комплектация заключается в подготовке ТМЦ к отгрузке по заявкам потребителей.
Операция комплектации состоит из: - поступления заказа клиента на отбор товарно-материальных ценностей
- отбора каждого наименования ТМЦ, указанных в заявке
- комплектации отобранного товара в конкретный заказ клиента
- подготовка к отправке (упаковка) груза
Комплектация представляет собой одну из самых трудоемких операций выполняемых на складе. В больших логистических центрах задание на комплектацию грузов поступает через внутреннюю информационную систему. Существует 2 метода отборки: комплексный и индивидуальный.
При индивидуальной отборке, комплектации подлежит один заказ, в который товары отбираются последовательно. Сразу же в ходе отборки товарно-материальные ценности укладываются в упаковочную тару. По окончании отборки груз должен быть готов к проверке и отправке.
Комплексной отборке подвергаются небольшие заказы. Отборщик сразу комплектует несколько заказов одновременно.
При больших объемах складского комплекса, один заказ может отбираться сразу несколькими отборщиками одновременно на разных участках комплекса, а потом соединяться в единую отгрузку.
Процесс отгрузки на складе Основные операции (процессы) на складе завершаются отгрузкой товара в транспортное средство для его дальнейшей доставки клиенту. Главная задача здесь — организовать работу таким образом, чтобы все отгрузки осуществлялись точно в срок в соответствии с регламентом компании.
Регламент отгрузки устанавливается каждой компанией самостоятельно, исходя из специфики ниши, хранимого товара и прочих условий. Но существуют и единые правила:
- соблюдение правил по упаковке, маркировке и опломбированию мест
- фиксирование точного числа отгруженных единиц (паллет, мешки, связки, единицы)
- вложение упаковочного листа в поставку с указанием наименования и количества товарно-материальных ценностей
- грамотное оформление сопроводительных документов
- систематический контроль за правильностью отгрузки
- ответственность за неправильно отгруженные поставки и порчу товара
В регламентах подробно должна быть описана операция по отгрузке ТМЦ клиенту. Основная задача составления такого документа — минимизация ошибок при осуществлении отгрузок и исключение порчи товара при проведении погрузо-разгрузочных работ. Один раз в год нужно пересматривать регламенты и вносить в них коррективы.
Транспортировка и экспедиция заказов Прежде чем осуществить транспортировку груза, нужно чтобы товар прошел через полную последовательность выполнения операций на складе (разгрузка, прием, размещение, комплектация, загрузка).
Транспортировка может производиться как со стороны клиента, так и с помощью транспортной службы складского комплекса. Первый вариант целесообразен только в том случае, если заказ клиента равен вместимости в одно транспортное средство и отгружается партиями. Во всех остальных случаях лучше пользоваться централизованной доставкой складского комплекса. Доставка организованная складским комплексом, позволяет сокращать издержки на транспортировку ТМЦ из-за того, что логистический центр доставляет товары сборным грузом. Что позволяет производить доставку ТМЦ более мелкими партиями и доставлять их чаще клиентам.
Сбор и транспортировка тары Логистический процесс грузопереработки на складе включает в себя следующие виды работ: сбор, доставка тары, в которой поступает груз (паллеты, бочки, цистерны, короба, контейнеры). При внутригородских доставках такая тара является многооборотной, поэтому нужно вернуть ее клиенту или поставщику. Следует заранее спроектировать оптимальный график по обмену товароносителями между клиентом и контрагентом.
Информационное обслуживание комплекса Управление логистическим процессом на складе достигается за счет внедрения информационной системы, которая является связующим элементом работы всех служб логистического центра. Такая система создается с целью управления информационными потоками между различными отделами компании.
Управление потоками может осуществляться в виде самодостаточной системы (на механизированных комплексах) или входить в общую структуру автоматизированной системы (на автоматизированных комплексах).
Информационное обслуживание включает: - обработка входящих документов
- оформление заказов поставщиков
- управление операциями приемки и отгрузки
- контроль фактического размещения товаров в складском центре
- прием запросов от клиентов
- создание сопроводительной документации
- выбор оптимального маршрута доставки, отгрузка нужных партий товаров
- обработка счетов клиентов
- обмен данными и информацией с ответственным персоналом
- статистическая информация
Оценка эффективности и совершенствование логистических процессов на складе осуществляется по средствам анализа данных информационной системы склада. Такой анализ должен производиться не реже 1 раза в год. Чаще такой анализ производится в случае выявления ошибок персонала или системы. В результате выявляются причины таких ошибок и принимаются меры по их устранению и избежанию в будущем.
Этапы логистического процесса на складе включают в себя и согласование деятельности службы продаж, которая заключается в контроле за выполнением заказов, а также оказании услуг клиентам.
Высокий уровень обслуживания клиентов в логистическом центре, может стать стратегическим преимуществом организации и выгодно выделить ее среди конкурентов.
Выделяют 3 вида обслуживания: допродажное, во время продажи и послепродажное.
Разработка и принципы построения логистического процесса на складе должны осуществляться по принципу рентабельности. Это значит, что все операции, которые производятся в рамках логистической стратегии компании, должны быть организованы наиболее эффективно. При определении необходимости внедрения той или иной операции, стоит сначала оценить необходимость ее внедрения и проанализировать ее эффективность для всего складского комплекс в целом.
Поэтому при планировании и внедрении процессов на складе, нужно добиваться: - Рационального использования площади складского центра, что позволит достичь снижения издержек и сокращения времени на переработку ТМЦ
- Рационального размещения оборудования внутри комплекса, что приведет к увеличению мощности склада
- Применение в работе универсальной техники для выполнения складских операций, что приведет к сокращению парка погрузо-разгрузочного оборудования
- Проектирование маршрутов перемещения груза таким образом, чтобы минимизировать эксплуатационные затраты и увеличить пропускную способность логистического центра
- Формирование сборных грузов и использование централизованных доставок с целью минимизации транспортных затрат
- Использование в полную силу всех возможностей информационной системы для ускорения обслуживания клиентов
Выше описано полное содержание логистического процесса на складе. Резервы по улучшению его эффективности могут состоять в простых решениях: организации рабочего места, уборке нагроможденного мусора, улучшении искусственного освещения.